Природа вокруг нас

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов

Экология человека

222

222

 

Человек - часть природы

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды

Сейчас на сайте

14 человек

Дорожная эрозия и борьба с ней.

Особенно опасна дефляция (ветровая эрозия), связанная с уничтожением скудного почвенного покрова, который в условиях недостаточного увлажнения формировался в течение тысячелетий. При недостаточном укреплении придорожных канав, некачественной рекультивации притрассовых резервов, повреждении почвенно-растительного покрова землеройными машинами эрозия значительно повреждает прилегающие к дорогам сельскохозяйственные земли. Смываясь с откосов земляного полотна, часть грунта отлагается в виде конусов выноса у подошвы откосов, а пылеватые и глинистые частицы уносятся в водоёмы, загрязняя их. Имеются данные, что после возведения земляного полотна приток частиц в русло рядом находящейся реки и отложения в нём увеличилось в несколько раз. Большое влияние на развитие эрозии оказывает длина склонов, поскольку с увеличением длины возрастает водосборная площадь и масса стекающей воды, растёт скорость потока, его кинетическая и потенциальная энергия. На проезжей части автомобильных дорог с затяжными продольными уклонами (свыше 20‰) при выпадении дождей образуется продольный сток воды, размывающий неукреплённые обочины и приводящий к образованию на откосах земляного полотна и на склонах прилегающей местности сосредоточенных размывов значительных размеров.

Эрозии сильно подвергаются мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лёссы и лёссовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц. Из почв наименее устойчивы серозёмы и подзолистые почвы, наиболее устойчивы чернозёмы.

Мощным противоэрозионным фактором является наличие на откосах растительности, степень влияния которой зависит от вида и состояния. Во-первых, из-за смачивания растительности часть выпадающих осадков задерживается и не принимает участия в формировании поверхностного стока, поэтому объём стока уменьшается и снижается опасность возникновения эрозии. Во-вторых, принимая на себя удары дождевых капель, растительность предохраняет поверхность склонов и откосов от раздробления агрегатов почвогрунтов и способствует уменьшению размыва. В-третьих, растительность замедляет скорость склонового стока, разособляя потоки на множество мельчайших струй. Значительное загрязнение водоёмов грунтовыми взвесями происходит при эрозионном разрушении дождевыми потоками строящегося земляного полотна, когда его откосы ещё не укреплены. В результате в руслах близлежащих рек отложения наносов увеличиваются в несколько раз. Предотвратить эрозию земляного полотна возможно быстрейшим закреплением откосов дёрном, искусственными материалами или травосеянием.

Вывод: Район проектирования очень подвержен эрозии, в частности водяной – местность изрезана многочисленными оврагами. Следовательно, там, где произрастает лес, его необходимо сохранить. На участках пикетов 0-3, 8-31, 40-49 – трасса пролегает по открытой местности, где возможна ветровая эрозия откосов выемок и насыпей. Чтобы этого избежать, склоны откосов необходимо либо покрывать цементобетонным покрытием, либо засеять травой и быстро растущим кустарником.

Перейти на страницу: 1 2