Природа вокруг нас

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов

Экология человека

222

222

 

Человек - часть природы

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды

Сейчас на сайте

14 человек

Исторический обзор “покорения” природы.

Следует отметить, что говорить на тему преобразования природы человеком в исторический период можно бесконечно. Слишком много сделал человек за время своего существования с природой Земли. В этой главе рассмотрены факты почти глобального изменения ландшафта, флоры и фауны, произошедшие в исторический период деятельности человека в Китае, Средиземноморье, Латинской Америке и Австралии, приведшие, по существу, к экологическим и природным катастрофам.

Сначала - древний Китай. В III тыс. до н.э. территория Китая была мало похожа на то, что она представляет ныне: девственные леса и болота, питавшиеся реками, разливающимися в половодье, обширные озера, топкие солонцы и только на возвышенных плоскогорьях луга и степи. На востоке между низовьями рек в дельтовых равнинах тянулась цепь зыбких почв, а реки И и Хуай пропадали в заболоченной долине нижнего течения Янцзы.

“Буйная растительность одевала весь бассейн р.Вэйхэ; там поднимались величественные дубы, всюду виднелись группы кипарисов и сосен. В лесах кишели тигры, ирбисы, желтые леопарды, медведи, буйволы и кабаны; вечно выли шакалы и волки”.2 Но главными врагами людей здесь были реки. В сухое время года они сильно мелели, но стоило пройти дождям в горах, как они вздувались и выходили из берегов. Разлившись, они теряли скорость течения и откладывали наносы, причем в Хуанхэ во время паводка содержится до 46% или и песка. Примитивным земледельцам пришлось сооружать дамбы, чтобы спасти себя и свои поля от наводнений; и все же дамбы прорывались в среднем один раз в 2,5 года. Часть древних насельников Китая отступала от свирепых вод в горы и продолжала заниматься охотой - от них там и следа сейчас не осталось; другие - “сто черноголовых семейств”, пришедшие в Шаньси с запада, - бросились на борьбу с рекой - это были предки китайцев. Им пришлось отказаться от прежней дикой воли и привить себе дисциплину, жесткую организацию и принять деспотические формы правления, но зато побежденная природа щедро вознаградила их, предоставив возможность интенсивного размножения и средства для создания оригинальной культуры.

Первый легендарный этап борьбы с природой имел место около 2220 г. до н.э., когда мифический предок первой китайской династии Юй провел работы по регулированию русла Хуанхэ, после чего центральная часть северного Китая (Шаньси и часть Шэньси) превратилась в земледельческую страну. Река вела себя спокойно до 602 г. до н.э., т.е. в течении 16-ти веков. Исторически - это монолитная эпоха древнекитайской культуры, включающая 3 династии: Ся, Шан-Ин и Чжоу, при которых Китай представлял собой конфедерацию многочисленных княжеств. В течении всего этого периода созданный Юем искусственный ландшафт только поддерживался, но когда с 722 г. до н.э., наступила эпоха “Весны и Осени” (условное название эпохи, типа европейского “Средние века”), все пошло по иному. Начались тыжелейшие междоусобные войны, сопровождавшиеся истреблением населения в некоторых из них и набегами тибетских племен жунов. В результате плохого содержания дамб в 602 г. до н.э. произошло первое зарегистрированное изменение течения р. Хуанхэ, и с тех пор основная работа на реке до XVIII в. заключалась в поддержке дамб и заделке прорывов.

В IV в. до н.э. железо превратилось в настолько общедоступный товар (в Китае), что из него стали делать не только мечи, но и лопаты. Благодаря техническому усовершенствованию в III в. были созданы оросительные системы, из которых наиболее важной была система Вэйбэй, орошавшая 162 тыс. га полей в северном Шэньси. Благодаря этой ирригационной системе “провинция Шэньси стала плодоносной и не знающей неурожайных годов. Тогда Цинь Ши-хуанди3 сделался богатым и могущественным и смог подчинить своей власти прочих князей”.

Страна богатела, ибо к прежней житнице в Шэньси на берегах Хуанхэ прибавилась новая - на берегах рек Вэй и Цзин, но тут сказала своё слово природа. Вода для оросительной сети поступала из р. Цзин, которая была преграждена плотиной, однако река углубила своё русло и оставила водоприёмник на сухом месте. Пришлось прорыть новый канал и построить плотину выше по течению, и в последующие века это повторялось десять раз, что потребовало огромного вложения труда, и все-таки в XVII в. система Вэйбэй была фактически заброшена.

С эпохи объединения Китая императором Цинь Ши-хуанди до потери Китаем самостоятельности на территории между Хуанхэ и Янцзы возникли, сформировались и потеряли силу два больших этноса, условно именуемые северо-китайский и южно-китайский. Первый этнос активно изменял ландшафт - строил дамбы, вырывал оросительные каналы, вырубал леса, на месте сухих прерий и девственных лесов повсюду возникали пашни; второй также связан с изменением ландшафта - на месте джунглей южного Китая они активно устраивали рисовые поля. Но просуществовал самостоятельно северо-китайский этнос только до того момента, пока поддерживались оросительные системы Северного Китая. В XVII в. ирригация перестала существовать, и в том же веке маньчжуры покорили Китай.

Перейти на страницу: 1 2 3 4