Природа вокруг нас

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов

Экология человека

222

222

 

Человек - часть природы

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды

Сейчас на сайте

14 человек

Техногенный тип экономического развития.

Глобальные (межстрановые) экстерналии.

В масштабах планеты данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого — экономические проблемы у других стран. Так после взрыва на Чернобыльской АЭС который произошел 26 апреля 1986 года — большое облако радиоактивных веществ выпало на территории Беларуси, Украины, западной части России несколькими крупными пятнами. В результате катастрофы 23 процента территории Республики Беларусь с 3668 населенными пунктами, были загрязнены радионуклидами с плотностью более 1 ku/ км. Загрязнение атмосферы в Великобритании в результате переноса загрязнителей приводит к появлению «мертвых озер» на севере Швеции, и как следствие выделение дополнительных затрат на охрану окружающей среды. Купить капли авизор Glavlinza.

В более же развитых странах подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Чтобы не потерять свою долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors[1] засунула под капот современный 32-разрядный компьютер и озадачила его проблемой сохранения окружающей среды. Микропроцессорное управление системой зажигания — не новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильной промышленности программно реализован приоритет чистоты выхлопа, а не выжимания лишних «лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очередной раз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив токсичность вы­хлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощности двигателя. Вдохновленный результатом, коллектив инженеров и программистов начал экологическую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию в состоянии вынести. Электронный эколог под капотом бдительно следит за составом рабочей смеси, впрыскиваемой в цилиндры, и «в режиме реального времени» управляет процессом сгорания топлива. А если, несмотря на все старания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилиндрах двигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит, то наружу не выйдет: специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который, перенаправив коварную порцию выхлопа в специальный отсек, уничтожит ее там с помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель и специально разработанный каталитический дожигатель особой конструкции. Результат, как говорится, превзошел все ожидания: мощность двигателя снизилась совсем ненамного, экономичность не пострадала, а что касается выхлопа — забавно, но факт: процентное содержание в нем вредных веществ заметно меньше, чем в воздухе, которым дышат жители, например, централь­ных районов Лос-Анджелеса. Видимо, будет иметь смысл выводить выхлопную трубу автомобиля прямо в салон — чтоб легче дышалось. Этот достойный агрегат получил название Z-LEV (Zero Emission Vehicle), и производить его планируется . только через пару-тройку лет. А собственно, почему? Правительство штата Калифорния (США) намерено с 2003 года ввести жесткую квоту: 10% новых автомобилей, регистрируемых в штате, должны быть абсолютно экологически чистыми (имелись в виду, прежде всего, электромобили). Honda Motors нацелилась отхватить кусочек этого 10-процентного пирога и даже начала предварительные переговоры с администрацией штата на темы того, что конкретно понимать под «абсолютной чистотой» и нельзя ли как-нибудь напялить на LEVa овечью шкуру, чтоб сошел за электромобиль. А могло ведь показаться — чистой воды (или воздуха) альтруизм .

Межсекторальные экстерналии

. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих наносит значительный экономический ущерб другим секторам. В России огромные потери несет аграрный сектор. Добыча железной руды на Курской магнитной аномалии приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота огромных площадей лучших в мире земель – черноземов. Все это вынуждает сельское хозяйство нести дополнительные затраты, осваивать новые маргинальные малоплодородные или отдаленные участки земли. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии. Развитие одних секторов может дать значительный эколого – экономический эффект в других областях.

Межрегиональные экстерналии.

Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в пределах одной страны. В качестве примера возьмем гипотетическую реку, так загрязнения полученные в «верхних» (по течению) регионах создают дополнительные затраты на очистку воды в «нижних» регионах.

Локальные экстерналии.

Этот вид наиболее хорошо изучен: обычно на загрязненной территории рассматривается предприятие – загрязнитель и анализируются экстернальные издержки вызываемые его деятельностью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5