Природа вокруг нас

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов

Экология человека

222

222

 

Человек - часть природы

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды

Сейчас на сайте

14 человек

Естествознание и этика

Еще в начале прошлого века французский естествоиспытатель Ж. Ламарк предостерегал об опасности, таящейся в безрассудном обращении с природой: «Человек … вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным … сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым —истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Но особенно остро и масштабно борьба с хищнической эксплуатацией природных ресурсов развернулась во второй половине XIX века в ходе «этической революции « в естествознании. Стремление упорядочить этот процесс как одна из форм реализации социальной активности ученого не является этически нейтральным. Он обязательно соприкасается с мировоззренческими интересами, размышляет о нравственных аспектах своих исследований и неизбежно вступает в область моральных ценностей. Выдающиеся ученые всего мира, в том числе русские естествоиспытатели Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, Н.Д. Анучин, И.П. Бородин, и другие, видели смысли культуры в облагораживании природы на благо человека. В служении этой цели, по их убеждению, состоит гуманное призвание науки. Камеры и системы видеонаблюдения в крыму tehnoprofi-service.ru.

Важные предпосылки для становления экологического воспитания в наше время содержат идеи, развивавшиеся представителями науки на рубеже веков. Современному человеку необходимо иметь глубокие знания о природе, учитывать в своей деятельности ее цельность и нераздельность, указывал В.В. Докучаев: «Необходимо чтить и штудировать все главнейшие элементы, иначе мы никогда не сможем сознательно управлять ими…». В век промышленный безнравственно оставаться невеждой в вопросах научно правильной эксплуатации природных богатств. Таково кредо Д.И. Менделеева. «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу», —с таким призывом обращался он к интеллигенции России и ее правительству.

Д.И. Менделеев определяет пути рационализации земледелия, нефтедобычи, других сторон природопользования. С природой нельзя обращаться безрассудно, ибо она раскрывает и отдает в распоряжение человека все силы только тогда, когда за ней долго ухаживают.

Вера в то, что вооружение человека знанием правильного обращения с природой раскроет перед ним неиссякаемый источник прогресса, служила фундаментом оптимистического взгляда представителей науки. Страстным выразителем убеждения в ее всесилии был К.А. Тимирязев. Он один из первых опроверг пророков экологической катастрофы, прогнозирующих скорую гибель человечества в связи с отравлением атмосферы. Его аргументы заимствованы из области не только естественнонаучных, но и социальных воззрений. «… Мы рассуждаем о возможной через несколько столетий порче атмосферы, а если бы мы переместились … за несколько шагов, в одну из наших московских трущоб, то, может быть, убедились бы, что рядом с нами люди живут почти в такой атмосфере, о появлении которой на всей земле в далеком будущем мы говорим с таким ужасом». Несколько десятилетий спустя пессимистические прогнозы, рисующие апокалипсические картины, начнут сыпаться как из рога изобилия. Оснований для подобных прогнозов бурное двадцатое столетие предоставит немало. Тем не менее, выводы К.А. Тимирязева практика созидания подтвердит. Человечество может и должно преодолеть экологические проблемы. Но для этого необходимо объединить усилия народов на основе доброй воли и разума.

В конце XIX века возникают различные кружки и общества любителей природы, положившие начало общественному экологическому воспитанию и образованию. Экологическая ориентация представителей науки того времени прослеживается не менее четко, чем социально-нравственная направленность их воззрений. Воспитанные на гуманистических традиция= отечественной и мировой культуры, литературе Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, философии В. Соловьева и Н.Ф. Федорова, естествоиспытатели воплощали высокую духовность и стремились в своей деятельности к заботе о благе человечества. Их свершения освещены идеей добра, совершенствования общества, разумного отношения к природе. этого требовали идеалы русского космизма, философских традиций русской интеллигенции.

Перейти на страницу: 1 2